Когда автомобили делали дизайнеры, а не бухгалтеры

Самое замечательное достижение Харли Дж. Эрл, первый вице-президент General Motors по дизайну и стилю с 1927 по 1958 год, остается концептуальным автомобилем, который сейчас считается основной частью программы каждого крупного производителя. Эрл осознал необходимость использования программных моделей в качестве экспериментальной лаборатории на колесах в конце 1930-х годов. Затем его Buick Y-Job (1938) перевернул дизайнерские идеи с ног на голову.

Бьюик и-Джоб

После Второй мировой войны процветающая Америка оказалась раем для таких разработок, и гигантские автомобильные компании использовали весь потенциал своих инженеров и стилистов, чтобы превратить автомобиль из промышленного продукта в движущееся произведение искусства. Война дает беспрецедентный толчок новым технологиям, и прогресс применяется прежде всего в военной авиации.

Вот почему Эрл, для которого дизайн и технологическая изысканность всегда шли рука об руку, логично обратился к самолетам, когда в конце 1940-х годов он столкнулся с проблемой создания совершенно новых корпоративных элементов. Легенда гласит, что еще в 1943 году вице-президент GM по дизайну отвез все свое подразделение на базу ВВС Селфридж, где восхищался тяжелым двухмоторным истребителем Lockheed P-38 Lightning.

Кадиллак серии 62

Двойной фюзеляж этого в остальном посредственного самолета произвел на Эрла такое впечатление, что пять лет спустя он решил поэкспериментировать с мотивом дизайна, придав форму задним крыльям Cadillac Series 62 аналогично вертикальным стабилизаторам P-38 Lightning. Эта модель станет предвестником моды, которая будет доминировать в американской автомобильной промышленности на протяжении всего ее «золотого века» до середины 60-х годов.

Бьюик Ле Сабер

Однако настоящий манифест нового аэростиля родился только в 1951 году. Buick Le Sabre был представлен на выставке Motorama после того, как почти 450 (!) Инженеров General Motors вложили в него все свои навыки за более чем два года. Этот шедевр сметает все прежние представления о внешнем виде и содержании современного автомобиля. Le Sabre – стилизованная версия реактивного самолета F86 Sabre, первый полет которого состоялся 18 мая 1948 года. В дополнение к его ошеломляющим формам (характерное изогнутое лобовое стекло практически без изменений найдет применение в первом Chevrolet Corvette 1953 года выпуска), новая концепция поражает технологическими предложениями, многие из которых даже не имеют сегодняшних «машин мечты».

В Le Sabre есть датчики влажности, которые поднимают люк на крыше в случае дождя, когда владельца нет в машине. Кроме того, в нижнюю часть кузова встроен набор гидравлических домкратов, которые поднимают автомобиль, если необходимо заменить шину. Не менее впечатляет наполнение моторного отсека. Там стоит его 340 лс. V-образная восьмерка с просто смешными по американским меркам 3,5 литрами. Феноменальная мощность (опять же, согласно местному пониманию, конечно) достигается благодаря турбокомпрессору Рутса, но еще более шокирующим является тот факт, что агрегат работает на двух видах топлива – бензине или метаноле, в зависимости от предпочтений.

Разработка Buick Le Sabre обошлась GM в 500 000 долларов, что сегодня составляет почти 15 000 000 долларов. Эта концепция имеет феноменальный успех и буквально потрясает автомобильный мир, и не только его. В 1953 году президент США Дуайт Эйзенхауэр прибыл на Ассамблею НАТО в Париж с Ле Сабер. Сам Харли Эрл настолько полюбил свое творение, что долгие годы использовал его как личный автомобиль. Почти все 45 000 миль, которые показывает сегодня пробег, были проеханы Эрлом, также известным как Detroit’s Everlasting.

Характеристики

Двигатель: восьмицилиндровый, V-образный, OHV, два клапана на цилиндр, коленчатый вал, установленный в пяти местах, General Motors Type 2S DHC

Объем двигателя: 3523 см3

Топливная система: 2 карбюратора Bendix

Максимальная мощность: 250 кВт / 340 л.с. при 5200 об / мин

Максимальный крутящий момент: 149 (203) Нм при 4200 (3000) об / мин.

Максимальный крутящий момент: 517 Нм при 3650 об / мин.

Размеры, длина / ширина / высота: 5128/2014/1 270 мм

Трансмиссия: четырехступенчатая, автомат, полный привод

Передние / задние тормоза: барабанные / барабанные

Вес: 1,723 кг

Максимальная скорость: 193 км / ч

Разгон от 0 до 100 км / ч: 8,0 сек.

Объем бака: 40 галлонов США (151,5 л)

Цена в 1951 году: 500000 долларов.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *