Сколько существует ОСАГО (Пост. №40-ФЗ от 25.04.2002), столько споров вокруг него и происходит. Сначала спорили скептики со сторонниками – нужно, нет ли. Жизнь и опыт всех рассудили – нужно. С 2009 года с введением принципа прямого возмещения убытков споры возобновились – есть ли смысл. Но если сначала законотворцы ориентировались на международный опыт, то за истекший период и наша практика показала выигрышность этого метода – весь процесс вплоть до выплаты возмещения значительно сократился, у недобросовестных страховщиков пропала почва для искусственного занижения суммы, а в целом в разы уменьшилось количество судебных разбирательств по данным вопросам.
Реорганизации в автостраховании неизменно должны были повлечь упрощение процедуры прохождения техосмотра, что и произошло – ОСАГО и техосмотр. В части процедуры прохождения техосмотра тоже произошли изменения к лучшему – с 01 января 2014 года стали привлекаться частные операторы, имеющие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Как знают все автомобилисты, на смену техталону (Пост. N 130-ФЗ от 28 июля 2012 г.) пришла диагностическая карта. И хотя формально за непрохождение техосмотра не следует наказание, так как штраф по этой части отменен, не пройти его не получится, так как в этом случае не будет законного основания для заключения договора ОСАГО.
Еще один аспект, вызвавший множество споров совсем недавно – повышение тарифов на ОСАГО с 01.04.2015 г. С одной стороны меня, как автомобилиста, это тоже не порадовало. С другой – я прекрасно понимаю, что увеличение, и существенное, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью со 160 тыс. руб. до 500 тысяч в на каждого потерпевшего не берутся из воздуха, для большей компенсации нужны и более крупные начальные вложения.