Биография Арнольда Шварценеггера
Арнольд Элоис Шварценеггер (Arnold Alois Shcwarzenegger), родившийся в 1947 году в маленьком австрийском городке Граце, совершил за свою биографию несколько блестящих операций по репозиционированию. С юности Арнольд занимался культуризмом и в 1967 году в Лондоне он завоевал титул “Мистер Вселенная”.
В то время это звание было высшим возможным достижением для культуриста в Европе. Шварценеггер получил его в 20 лет, став самым молодым “Мистером”. Но в те времена культуризм не приносил атлетам больших денег. Капитал и внимание широкой публики обходили стороной перекачанных спортсменов. Возможно, звание “Мистер Вселенная” и звучит красиво, но никаких приличных денег оно не гарантирует. Мистер Вселенная в конце 1960-х годов мог рассчитывать на гонорары за публичные выступления в различных шоу. Но что это были за гонорары? Порядка 50 фунтов стерлингов за одно выступление! По другую сторону Атлантики ситуация была не намного лучше. В США почти весь рынок бодибилдинга и тогда контролировался компанией Джо Уайдера (торговая марка “Джо Уайдер – Тренер Чемпионов”). Джо и его брат Бен основали Международную федерацию бодибилдинга, издавали специализированную литературу и периодику, продавали тренажеры и специальное питание.
Джо Уайдер высматривал европейских победителей конкурсов по культуризму и заманивал их в США. Как правило, европеец получал возможность стать звездой американского (то есть международного) масштаба. Другое дело, что звезда культуризма была звездой только внутри очень небольшого мира культуризма. Этакий междусобойчик. Братья Уайдеры с помощью своих журналов могли раскрутить любого культуриста и сделать его очень популярным. Но популярным только в рамках мира бодибилдинга. Мнение большинства людей относительно культуризма было скорее негативное. Пресса и телевидение культуризм игнорировали, а если иногда и замечали, то чаще всего в форме сарказма. Мол, посмотрите, сколько надо есть мяса, чтобы сделать столько мяса! С подобным отношением пришлось столкнуться и Арнольду. Узок и непонятен для широкой публики был круг накачанных мужчин. Сколько-нибудь серьёзных инвестиций в культуризм ждать не приходилось.
Для изменения отношения к культуризму требовались недюжие накачанные мозги. Джо Уайдер, возможно, самый умный культурист, разглядел такие мозги у молодого австрийца. Про Шварценеггера говорили, что он способен ловко дурачить людей, производя впечатление дураковатого рубахи-парня. Бесшабашный простачок на деле оказался очень серьёзным и весьма неглупым человеком. Он не собирался играть по правилам Уайдера и даже не хотел переезжать в Штаты. Но в Европе у него неожиданно возникли проблемы с полицией, и Арни в 1968 году оказался в Калифорнии. Знали бы мюнхенские правоохранительные органы, что из этого выйдет!
Джо Уайдер заполучил Шварценеггера и начал его раскрутку. Арнольд усиленно тренировался, чтобы затем стать, по сути, торговой маркой для товаров Уайдера. В течение ближайших двух лет на рынке бодибилдинга продавались десятки наименований товаров и продуктов “от Арнольда”. Джо Уайдер определял, что и как будет делать Арни. Интересно, что за подписью Шварценеггера выходили статьи и пособия по бодибилдингу, написанные безымянными авторами. Впрочем, сам Арнольд ещё напишет свои книги, но это будет много позже. Джо Уайдер давал австрийскому культуристу уроки по инвестициям, по рекламе и маркетингу.
Приближался этап репозиционирования культуризма и Арни должен был стать парусом всего корабля бодибилдинга. Деньги, заработанные на продаже пособий по бодибилдингу и прочих товаров Шварценеггер, с помощью своих новых друзей, удачно вкладывал в недвижимость и антиквариат. Арнольд постепенно стал весьма обеспеченным, для мира культуризма, человеком. Но этого было мало. Требовалось переломить общественное мнение в отношении бодибилдинга, чтобы расширить этот рынок.
В 1969 году Арнольд снимается в своём первом фильме – “Геракл едет в Нью-Йорк”. Английский язык австрийца ужасен, поэтому за кадром его голос дублирует профессиональный актёр. Фамилия австрийца вообще непроизносима, поэтому в титрах фильма Арнольд Шварценеггер был записан, как Арнольд Стронг. Интересно другое – почти все удачные актёры, входящие в десятку самых высокооплачиваемых, начинали сниматься в кино, будучи бедными или очень бедными людьми. Шварценеггер пришёл в кино миллионером. Позднее он скажет о кинематографе: “Я люблю деньги и люблю удовлетворять своё я”.
Кино давало возможности раскрутиться и по-настоящему расширить рынок товаров от Арнольда. Интересная деталь – в год выхода “Геракла” на экраны Шварценеггер победил в конкурсе на звание “Мистер Мир среди профи”. Премия составляла всего 500 долларов. Тогда Шварценеггер пообещал, что со временем сам займётся продюсированием и поднимет ставки. Он не обманул.
Продолжая тренироваться и завоёвывать разные призы в области культуризма, Арнольд параллельно учился, заработав степень по бизнесу и международной экономики университета Висконсина. В 1976 году, снявшись в фильме “Оставайся голодным” под своим полным настоящим именем, Арнольд Шварценеггер получает свою первую кинонаграду – “Золотой глобус”. А в 1977 году на экраны вышел псевдодокументальное кино “Качая железо”. В главной роли – Арнольд, играющий самого себя. Окончательное репозиционирование в кинозвезду произошло 14 мая 1982 года, когда состоялась премьера фильма “Конан-варвар”. Бюджет киносказки в стиле фэнтези составил 19 миллионов долларов. Сборы принесли более 100 миллионов.
Во многом благодаря Арнольду молодые люди по всему миру стали заниматься бодибилдингом. Рынок получил мощный толчок. Индустрия выросла из узких рамок нишевого бизнеса. С помощью Шварценеггера заработали и братья Уайдеры, и их конкуренты, и спортсмены – культуристы. Так что если вы хотите что-нибудь узнать о репозиционировании – спросите губернатора штата Калифорния. Он в этом хорошо разбирается!
Из книги Арнольда “Новая энциклопедия бодибилдинга”
ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, ТО И ПОЛУЧАЕТЕ
Разум имеет почти такое же важное значение, как тело. Чемпионы, которых я знал, с таким энтузиазмом относились к тренировкам, что практически заставляли свои мускулы расти. По сознание играет важную роль по другой причине. Чтобы добиться успеха в бодибилдинге, вам нужно научиться думать. Вы должны понимать, что вы делаете. Вам придётся выйти за рамки основных принципов бодибилдинга и найти то, что действительно работает на вас. Вы должны развить собственные инстинкты так же, как развиваете мускулы, и научиться слушать их. Конечно, вы должны упорно работать, но от этого не будет большого толку, если вы не научитесь тренироваться с умом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОИНА
Многие культуристы совершают ошибку, когда остаются на сцене и позируют как можно дольше. Это рискованно, поскольку зрители начинают уставать от них. “Заканчивайте представление, когда все смеются и хлопают” – это аксиома шоу-бизнеса, которая действует и в бодибилдинге. Я всегда старался довести зал до высшего накала, а затем покидал сцену. Как правило, меня вызывали “на бис”, что производило дополнительное впечатление на судей.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ
Политика – это всего лишь ряд правил, с помощью которых люди регламентирую свое поведение. В широком смысле слова ничто не делается без политического взаимодействия. Политика – это факт жизни. А поскольку судьи, администраторы Федерации бодибилдинга и другие официальные лица такие же люди, как и все остальные, определенные “политические” соображения присутствуют в любом соревновании, вне зависимости от честности и нравственности его учредителей.
Налаживание хороших отношений с судьями – это не способ набрать дополнительные очки. Скорее, это гарантия того, что вы не потеряете очки из-за неосознанной враждебности к вам.
КАК БОДИБИЛДИНГ ВЛИЯЕТ НА РАЗУМ
Бодибилдинг оказывает на разум важное воздействие. Упорные тренировки заставляют организм выделять эндорфины, естественные вещества из группы морфинов, вызывающие приподнятое настроение. Когда насыщенная кислородом кровь прокачивается через кровеносную систему, организм испытывает прилив сил. Но бодибилдинг может оказывать глубокое воздействие и на личность человека, его стиль жизни, способность успешно справляться с высокими требованиями современного общества.